Михаил Мошкин (moschkin) wrote,
Михаил Мошкин
moschkin

Categories:

"Берёза" дал Ирюхе Птицыну 50 баксов "на алкашку"

Оригинал взят у wyradhe в К стихотворению Киплинга, или о развивающейся кончине одного позднесоветского феномена.

Из интервью [Березовского] рождается образ обаятельного, по-советски романтичного человека. Читателя романов братьев Стругацких, который делал жизнь с любимых персонажей, хотя сами Стругацкие писали своих героев с таких, как он. Такая закольцованная взаимосвязь. Так и видишь его среди действующих лиц «За миллиард лет до конца света» или «Трудно быть богом» - так он себя воспринимал, так и жил. (с; автор этого отзыва о Березовском - представитель профессиональной кинематографической среды, демократический оппозиционер, сторонник т.н. белоленточного движения и прогрессивной интеллигенции - то есть это не некий враг Стругацких издевается над ними, это свой говорит о них всерьез и с симпатией. Никто о тебе - или о том "тебе", каким ты реально оказался для людей - не скажет такой правды, как свой).

В стихотворении Киплинга Justice (oct. 1918, http://www.poetryloverspage.com/poets/kipling/justice.html ; прозаический перевод - http://www.wirade.ru/babylon/babylon_kipling_texts.html , контекстный поиск по словам "across a world") сказано, что побежденную кайзеровскую Германию следует стреножить так, That neither schools nor priests, Nor Kings may build again A people with the heart of beasts Made wise concerning men - "чтобы ни школы, ни попы, ни цари не могли снова выковать народ с сердцем зверей, наученных мудрости человеков".

Если заменить здесь beasts на insects или slags, а "наученный человеческой мудрости" - на "заучивший некоторые человеческие слова", то можно сказать, что подобное пожелание в РФ исполняется применительно к одной важной сфере жизни.

Возьмем еще раз уже цитированное мной скорбногласие Архангельского по Березовскому: "Что бы мы про него ни думали (а в день смерти либо хорошо, либо никак), он был ключевой фигурой ушедшей эпохи. Эпохи исторической, авантюрной, смелой, подлой, масштабной, мелочной и безоглядной. Про таких людей при жизни говорят раздраженно, а после смерти пишут книги и снимают кино. Грандиозный плутовской роман..."

Что в этом высказывании не так? Несоответствие формы содержанию. Содержанию этого пассажа, нравственному и умственному потенциалу, вложенному в него автором, адекватно было бы совершенно иное словесное оформление, примерно такое:

- Во, б..., Абрамыч! Лохануть, нае..ать - крутейший был чувак! Хули теперь такого найдешь, ёптаа...


Вместо этого автор употребляет выученные им и совершенно не идущие к нему и к его высказыванию слова совершенно иного содержательного и стилевого пласта - вплоть до "плутовского романа", о котором он где-то что-то слышал (надо думать, на филфаке МГПИ, где обучался), но, разумеется, услышанное запомнил неверно (так как с Березовским понятие "плутовской роман" абсолютно не вяжется по коренным свойствам этого самого плутовского романа).

Вот это явление - продукт гниения позднесоветского выморочного мира, люди вроде Архангельского, которые научены облекать в слова определенного образовательного ценза, с поминанием эволюции и Хайека (ср. http://wyradhe.livejournal.com/160939.html ), предикативные конструкции, которым по их уровню подобало бы выражение исключительно в пределах словаря Эллочки Людоедки, дополненного справочником русского мата и русско-еврейского воровского жаргона Новороссии -
исчезает с неслыханными темпами.

Исчезновение это Станислав Рассадин (и сам недавно скончавшийся) описывал как исчезновение "интеллигенции" в его понимании, и - независимо от употребления им таких или сяких слов - по существу он прав. Это явление - бездельные писаря позднесоветского времени, уверовавшие в себя как носителей Разума и Прогресса - действительно исчезает вместе с моим поколением и несколькими поколениями постарше и помладше: оно могло возникнуть только в искусственном советском мире и сходит на нет с его окончанием. Оно невоспроизводимо даже в советоидной обстановке 1992-2013 слл.: слишком нежные это бактерии, для их существования нужно сочетание двух факторов: чтобы государство платило этим людям и их аудитории по факту их существования (а не за хорошую работу - ср. ниже замечательное описание у Евг.Киселёва), и чтобы при этом их аудитория была тем же государством насильственно отсечена от поставщиков более качественного и ходкого ширпотреба. Стругацкие или Эйдельман могли занять свое место в мире позднесоветских людей с высшим образованием только при соблюдении этих двух условий, а уж Рассадины и пр. без этих условий не заняли бы никакого места вообще.

Генис только что описал это явление (ностальгически, разумеется, и в тоне свойственной этому слою мании величия - это они-де и коммунизм похоронили, и перестройку устроили): http://www.novayagazeta.ru/columns/57433.html. На одном он только не остановился подробно - это на том, какое социальное место занимают носители этого явления в РФ (у плинтуса, независимо от уровня доходов; сам Генис пишет: "я знаю, где их найти: на похоронах Стругацкого и Германа, часто в Фейсбуке и всегда среди подписчиков «Новой»"), какое они имеют влияние (нулевое), и имеют ли они социальное воспроизводство (не имеют). Впрочем, вкратце и сам Генис все это признает.

Иными словами, больше никакие школы, попы и цари не вырастят вот этих вот, обученных в советских вузах ученым словам и верящих в то, что эти слова им в самом деле личат (плохи тут не вузы, не вообще те, кто в них учился, и не ученые слова, а "вот эти вот").
Поскольку такую штуку могли вырастить только советские школы, советские "попы"-политруки и советские "цари".
Новая эпоха рождает много пакостей, но этой конкретной - nie mehr.

П.С. В порядке еще одного образца - вот Евгений Киселев на Эхе скорбит о Березовском:
"Борис Березовский и вправду был фигурой шекспировского масштаба, и его роль в новейшей истории, конечно же, совершенно неоднозначна... Борис Березовский был настоящим европейцем, интеллектуалом высшей пробы... В нем мгновенно ощущалось интеллигентское происхождение, множество прочитанных книг, он был типичным представителем того поколения московской ученой молодежи, которым в 80-е годы было от 30 до 40, которые не шатко не валко трудились, в общем-то, за гроши, в столичных КБ и НИИ, вечерами напролет пили водку на московских кухнях и ругали дряхлеющую, понемногу впадающую в маразм советскую власть, мечтали, но не решались навсегда уехать за границу… [вполне верю, именно такого рода шантрапой означенные "интеллигенты" и были:). Нормальные ученые работали отменно валко, а вечера проводили иначе. Кстати, "не...не" вместо "ни... ни.." в обороте, который правильно писать надо "ни шатко ни валко" - это авторские "не" Киселева, я их править не стал. - А.Н.]. Я знал Березовского как человека... обожавшего жизнь во всех ее проявлениях и этим мне, несмотря на всю сложность наших с ним политических и деловых отношений, по-человечески очень симпатичного. Что бы про него ни говорили, за одно то, что он пригласил ушедших с НТВ журналистов работать на ТВ-6, я ему буду всегда благодарен... Больше я не увижу Бориса никогда. До слез жалко".

То же самое. И Шекспир помянут, и "ученая молодежь", и прочие баобабы.

А теперь сравним с этим уже цитировавшийся мной рассказ сотрудницы Эха (воспр. в http://echo-v.livejournal.com/161313.html ) о том, как "Абрамыч" "Берёза" дал Ирюхе Птицыну 50 баксов "на алкашку", а потом (уже не на эти 50 баксов), "изрядно набравшись, Ирюха сел на скамеечку в парке и замерз до смерти".

Содержание то же, что у Киселева, и основной элемент в основе благодарного отношения один и тот же (пригласил изгнанников с НТВ работать на себя; дал 50 баксов на алкашку), - а форма во втором случае намного более подобает предмету разговора, чем в первом. Про Шекспира уже ничего нет, а про алкашку есть.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment